Опубликовано 14 декабря 2020 в 16:45

«Обеспечение профессионального роста педагогов в условиях цифровой образовательной среды»

Срок реализации проекта опытно-экспериментальной работы ГБДОУ детский сад № 30 Петроградского района Санкт-Петербурга: 01.01.2021-31.12.2023 гг.

Основная идея проекта:

Одним из направлений программы развития ГБДОУ детского сада №30 Петроградского района Санкт-Петербурга на период 2020-2024 гг. является формирование цифровой образовательной среды, которая обеспечила бы непрерывность образовательного процесса и способствовала эффективному взаимодействию всех его участников. В настоящее время детский сад является районной лабораторией образовательных инноваций по теме «Совершенствование образовательного процесса с использованием интерактивного оборудования в условиях реализации ФГОС дошкольного общего образования».

В процессе работы, коллектив нашего детского сада определил цифровую образовательную среду (далее – ЦОС) как открытую совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Работа по созданию в образовательной организации насыщенной интерактивной цифровой среды выявила наличие разрывов между компетенциями педагогических работников, формируемой цифровой средой и задачами развития информационной компетентности дошкольников.

Педагогическим коллективом нашего детского сада выявлены следующие очевидные причины такого цифрового разрыва:

  • несоответствие существующих на рынке технологических решений для дошкольного образования современным требованиям к содержанию информационной компетентности дошкольника;
  • неквалифицированное использование интерактивных устройств в семье и как следствие перенос негативного отношения к их использованию на организацию образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации;
  • содержательное запаздывание при проектировании программ повышения квалификации в академических организациях;
  • отсутствие значимой корреляции между траекториями профессионального развития педагогов, целями и задачами развития образовательной организации в контексте перехода к информационному обществу;
  • отсутствие единого, принятого и используемого в педагогическом сообществе понимания содержания понятий информационной компетентности и цифровой грамотности дошкольника.

Коллектив авторов проекта полагает, что непрерывное совершенствование компетенций педагога ДОО, повышение его личной эффективности, сегодня возможно только при условии: включения самого педагога в процесс планирования такой деятельности, сочетании возможностей формального, неформального и информального образования, однонаправленности векторов личного профессионального роста и развития организации в целом. Практическая реализация указанных положений возможна на наш взгляд только при условии высокой степени инструментализации деятельности субъектов образовательного процесса средствами информационно-образовательной среды (далее – ИОС) ДОО. Для этого необходимо разработать комплексную стратегию развития ИОС дошкольной образовательной организации, обеспечивающей согласованное и поступательное развитие компетентностей педагогов, модернизацию пространственно-предметной среды, реструктуризацию непрерывной образовательной деятельности (далее – НОД) в соответствии с требованиями к развитию информационной компетентности дошкольников.

Комплексная стратегия развития ИОС ДОО – это инструмент долгосрочного планирования целей развития ИОС, обеспечивающий формирование и решение тактических задач по структурной модернизации ИОС ДОО на шести взаимосвязанных уровнях (аппаратный, программный, коммуникационный, педагогических технологий, функциональный, ресурсный) в соответствии с темой экспериментальной работы. Стратегия должна обеспечивать: взаимосоответствие целей развития ДОО и задач по структурной модернизации ИОС в соответствии с направлениями развития информационного общества в Российской Федерации; поддержание в ДОО уровня компетентностного фона педагогического коллектива, приемлемого для решения тактических задач развития; создание механизмов планирования и управления профессиональным развитием отдельного педагога средствами модернизированной ИОС.

Для успешной реализации основной идеи проекта предполагается осуществлять работу по следующим направлениям:

  • уточнение содержания понятий "информационная культура" и "цифровая компетентность" субъектов дошкольного образования (воспитанник, родитель, педагог, руководитель);
  • поиск и анализ стратегий модернизации информационной образовательной среды ДОО в соответствии с требованиями, определяемыми содержанием понятий "информационное общество", "цифровая образовательная среда", "цифровая экономика", разработка механизмов оценки применимости найденных стратегий;
  • определение состава информационно-коммуникационной среды педагога дошкольной образовательной организации;
  • разработка структуры индивидуальной стратегии профессионального роста педагога, комбинирующей формальное, неформальное и информальное образование.
  • В результате реализации проекта предполагается получить комплексное решение, обеспечивающее непрерывный профессиональный рост педагога в соответствии с задачами развития образовательной организации в условиях формирования информационного общества.

pdf - Бесплатные иконки скачать

Проект опытно экспериментальной работы

Посмотреть/Скачать